Лера, многие знают вас как топового копирайтера биржи Weblancer. Сколько времени вам понадобилось, чтобы выйти в ТОП? Ваш профессиональный рост проходил только на этой бирже? Или искали работу где-то еще?
Честно говоря, я точно не помню. Около 2 лет, полагаю. На Веблансере несколько раз за время моей работы менялись правила формирования рейтинга, категории объединялись и снова становились отдельными, менялся алгоритм подсчета, каждый раз эти изменения меня сбрасывали с позиций, приходилось дополнительные усилия прилагать, чтоб удерживаться, но тем не менее — пока держусь то на первом, то на втором месте 🙂
У меня есть свой сайт, который также приводит ко мне заказчиков, эпизодически я ищу заказы где-то еще, например, на других биржах, но это случается редко.
По вашему мнению, без какого человеческого качества невозможно достичь результатов во фрилансе?
Если нужно выделить одно — то это терпение.
Если человек хочет заниматься копирайтингом всерьез, то ему приходится осваивать дополнительные IT-специальности, такие как основы SEO-оптимизации, веб-дизайна. Какие дополнительные знания нужны в работе вам? Где и как повышали свою квалификацию?
Я посещала ряд очных курсов в начале моего пути во фрилансе — по веб-дизайну, по созданию сайтов, по SEO-оптимизации, читала специализированную литературу. Но на сегодня все это я считаю зря потерянным временем. Полезно читать форумы, блоги других райтеров, следить за тенденциями, но главное — уметь понимать заказчиков. Этому на курсах не научишься.
Форум биржи Weblancer пестрит темами «Я новичок во фрилансе. С чего мне начать?» Что бы вы посоветовали на этот счет копирайтерам?
Начать стоит с практики 🙂 Да, писать дешевые тексты, понимать, что нравится заказчикам, а что их не устраивает, работать над своим портфолио. И избавиться от звездной болезни, если она имеется.
Как копирайтеру обратить на себя внимание руководителя контент-студии? По каким критериям вы отбираете новичков к себе в команду?
Мои главные требования — исполнительность, производительность, грамотность (это самое сложное) и мотивированность — человек должен хотеть развиваться именно в удаленной работе и в копирайтинге, а не использовать эту работу как способ скоротать свободное время за деньги.
Я знаю, что наряду с написанием текстов вы занимаетесь контент-менеджментом. Эта работа часто подразумевает большие объемы и требует немало усидчивости. Обучаете ли вы новичков основам работы с админками? Как вводите людей в курс дела и много ли времени это занимает?
Конечно, новичков мы обучаем. Когда-то я вела новичков практически «за ручку» по каждой админке, по каждому товару — через скайп или другие мессенджеры. Это отнимало много времени — но давало стабильно хороший результат в обучении. На сегодня я этим не занимаюсь, для этого у меня есть надежные и опытные контент-координаторы, с которыми я работаю уже более 5 лет вместе. Они пишут инструкции для начинающих и ведут пошагово по админкам, исправляют ошибки и делятся секретами работы.
Обязательно ли копирайтеру обладать грамотностью? Или это можно поручить корректору? Много ли в вашей команде людей, чьи тексты обязательно требуют корректорской правки?
К сожалению, действительно грамотных райтеров катастрофически мало. Я не могу себе позволить отбирать только идеально грамотных писателей, так как тогда тексты будет просто некому писать. Потому в команде работают и корректоры, и координаторы, которые вычитывают тексты и исправляют ошибки. Часто этим занимаюсь и я сама. 95% текстов, которые я получаю, требуют вычитки.
В своих прошлых интервью вы говорили, что ваша команда – это более сотни сотрудников. По этому поводу вспоминаются слова Катерины из фильма «Москва слезам не верит»: «Трудно организовать троих подчиненных, а когда этому научишься, то потом число не имеет значения». Так ли это? Расскажите, как происходит контроль за таким количеством сотрудников.
Да, верно, более 100 человек работает в моей команде постоянно. С годами текучка становится незначительной. Героиня фильма, безусловно, права — самое сложное — начало построения команды. Я ее создавала путем проб и ошибок, не спала ночами, часто плакала от отчаяния, но строила-строила и, наконец, построила 🙂 У нас — многоуровневая система контроля на сегодня, которая очень редко сбоит.
Наверное, вам как руководителю часто приходится работать с возражениями заказчиков. Может, кто-то хочет, чтобы вы лично писали текст или пытается сбивать цену за счет объемов. Назовите самые распространенные возражения и как вы с ними справляетесь.
Я бы не стала называть приведенные примеры возражениями, это просто переговоры. Попытки достичь консенсуса. 🙂 Если заказчик хочет тексты в моем исполнении — он может их получить, но цена будет намного выше, чем тексты в исполнении команды. Торгуются очень многие, конечно, я отношусь к этому спокойно и с пониманием (конечно, если мне не хамят). У меня есть определенные рамки в ценообразовании, но я всегда стараюсь найти компромисс. Кто-то считает переговоры с заказчиками самой сложной частью работы фрилансера, а для меня это — родная стихия, я очень люблю этот процесс. В 99% случаев мне удается договориться об условиях работы и оплаты так, что претензии у заказчиков потом просто не возникают. Конфликты — очень редки, это исключение из моих правил, и из таких ситуаций я стараюсь выходить так, чтоб заказчик остался доволен.
Мы знаем, что очень распространенная «болезнь» фрилансеров – срывать сроки или просто пропадать с концами. Как контролируете исполнителей, вводите ли штрафные санкции? Или есть другие меры воздействия?
Так как я работаю с постоянной командой — у нас эти риски минимизированы. Хотя Вы правы — это очень распространенная проблема, меня подводили авторы бесчисленное количество раз. Но мои заказчики об этом так и не узнавали, ведь я писала тексты ночами, находила помощь — выкручивалась, как могла, потому что рассказывать о личных сложностях, технических сбоях и болеющих детях заказчикам — это не мой метод.
Штрафов я стараюсь избегать, это крайняя мера, применяла я штрафы за 8 лет я максимум 5 раз. Нужно очень постараться, чтоб я кого-то оштрафовала. 🙂 Стараюсь договариваться, объяснять, мотивировать и, конечно, подстраховываться на случай, если моя работа с совестью автора окажется тщетной. 🙂
Кого вы можете считать своим наставником в профессии? Чьи книги или блоги читали для саморазвития? Что читаете по работе сейчас?
Когда я начинала, рынок находился на начальной стадии своего развития. Мне никто не помогал, не подсказывал, не давал советы, их даже не у кого было просить. У меня не было и нет наставников, нет постоянных авторов, которых я читаю. По работе на данный момент начала книгу «Основы контентной стратегии», но пока не могу ничего о ней сказать.
Я знаю, что у вас есть образование маркетолога. Помогает ли оно в копирайтинге? Как считаете, должен ли копирайтер и специалист по рекламным текстам быть маркетологом?
Мое образование мне в работе не помогает. 🙂 Помогают смекалка, интуиция, умение находить компромиссы, иногда — жесткость, иногда — терпение, способность делегировать обязанности.
Важно понимать, что на сегодняшний день моя работа — не писательство, а управление. Потому и рассуждаю я соответственно. В моей команде работают маркетологи, доктора, архитекторы — люди самых разных профессий, потому и тексты мы можем писать на самые разные темы.
Работа в вашей команде – хороший старт для новичков. Многие ли ваши сотрудники, поднабравшись опыта, отправляются в самостоятельное плавание? Через сколько времени и как часто это происходит?
Нет, не многие. Многие как раз решают, что в команде им работать проще — не нужно искать заказчиков, следить за каждым отзывом в сети о своей работе, не нужно участвовать в бесконечных переговорах, тратить деньги на поддержание рейтинга на биржах и так далее. Многим как раз проще не стремиться в самостоятельное плаванье. Но есть и те, кто ушел, с некоторыми я продолжаю общаться, обмениваться опытом и, конечно, конкурировать. 🙂
Как распределяете заказы среди исполнителей? Есть ли разделение по тематикам? Ведь невозможно писать одинаково хорошо обо всем.
Конечно, разделение есть. Я знаю, кому лучше даются технические тексты, а кто может писать только о детях, медицинские тексты пишут доктора, а темами строительства занимаются архитекторы, благо в такой большой команде можно найти специалиста из любой отрасли.
Насколько часто вы сами занимаетесь написанием текстов? Какие темы предпочтительны?
Редко. Это статьи для журналов, интервью, иногда статьи для моих сайтов. Также я веду блог — туда, конечно, пишу только я сама.
Известно, что платежеспособные заказчики с крупными проектами чаще всего обращаются напрямую, без биржи. Так ли это?
Не заметила такой связи. Лучшие мои заказчики пришли ко мне через Веблансер, но борьба за постоянное с ними сотрудничество была зачастую непростой.
На сегодняшний день каков основной источник заказов? Можете ли назвать в процентном соотношении, сколько клиентов приходит к вам с биржи, сколько с сайта, сколько напрямую по рекомендации?
Точно не скажу, так как не веду статистику. 40% — биржа, 20% сайт, остальное — рекомендации.
Считается, что источником платежеспособных заказчиков был и остается оффлайн. Ищете ли клиентов в оффлайне? Если да, то как это происходит?
У меня основной источник заказов — Интернет. Клиенты из оффлайна находят меня сами, я их не ищу. Чаще всего — по рекомендациям.
В своем интервью программе «Бизнес в сети» вы сказали, что можете вникнуть в тему будущей статьи за 15 минут. Что подразумевается под понятием «вникнуть»? Действительно ли можно написать хороший текст после пятнадцатиминутной подготовки?
Вникнуть в тему — еще не значит подготовиться к написанию текста. 🙂 Но я умею очень быстро находить нужную мне информацию в сети и анализировать ее.
Часто ли клиенты возвращают тексты на доработку? С чем это бывает связано? Как выходите из ситуации? В каких случаях можете отказать заказчику в доработках и как справляетесь с дальнейшей негативной реакцией?
Очень редко, примерно в 2-3% случаев. Это не случается часто потому, что я тщательно работаю с заказчиком ДО написания текстов.
Если ТЗ с заказчиком мы подробно обсудили, по всем пунктам задания пришли к соглашению, он получил тексты, а потом выяснилось, что он что-то забыл указать в задании или понял, что стоит добавить какие-то технические детали в текст, о которых я не могла знать — я стараюсь идти навстречу и вношу правки.
Если же заказчик после получения текстов говорит: «а мне не нравится, перепиши» или «да это плохой текст, хочу хороший», конечно же, я нервничаю, но стараюсь не демонстрировать это клиенту (когда выдерживаю :)). Задаю вопросы, пытаюсь понять, что же именно ему не нравится, если можно обойтись незначительными правками — клиент их получит, если же это просто капризы — я поясняю, что работа над новым текстом должна быть оплачена.
До негативной реакции я очень стараюсь не доводить, но если такое случается — я стараюсь о ней просто забыть, потому что если уж до такого дошло — я точно сделала все, что могла для недопущения, далее я просто бессильна.
Что вы делаете для укрепления доверия с клиентом? Почему клиенты вам доверяют? По вашему опыту, что влияет больше – известное имя или хорошее портфолио?
Репутация, отзывы клиентов — это самое главное на мой взгляд. Портфолио не так важно. Если Вы внимательно изучите портфолио топовых райтеров, Вы поймете, о чем я.
Не так давно на Веблансере ввели изменения по оформлению портфолио, и у меня, к сожалению, совершенно не хватает времени на обработку его «с нуля». Часто мне проще написать тестовый текст на какую-то специфическую тему, чем найти подходящий пример в тысячах текстов из моего портфолио, которое я не успеваю выкладывать для ознакомления в Сеть.
Расскажите, как раскручиваете свой сайт. Используете ли платные методы продвижения, контекстную рекламу или что-то еще?
Нет, я не использую никакие платные методы продвижения для своего сайта. Стараюсь следить за контентом и очень много работаю, сайт чаще исполняет роль визитки, чем инструмента привлечения клиентов.
Заключаете ли официальный договор с заказчиками? В каких случаях это нужно? В двух словах, как это делается?
Договоры заключаю, иногда устные, иногда письменные. Это нужно тогда, когда обе стороны готовы заключить договор. 🙂 Мои заказчики очень редко хотят с этим возиться. Они хотят ставить задачи и получать результаты быстро.
Занимаетесь ли вы написанием рекламных продающих текстов? Текст, в котором надо два дня думать над концепцией и 20 минут писать, способен выдать не каждый. Есть ли в вашей команде специалисты именно по рекламным текстам?
Да, конечно, есть.
В одном из интервью вы сказали, что в вашей команде в основном женщины, потому что мужчины редко обладают качествами, необходимыми для работы с такой спецификой. А как дело обстоит с заказчиками? С кем вам работать комфортнее – с заказчиками-мужчинами или с заказчиками-женщинами?
Я не заметила корреляции пола заказчика с характером переговоров. Стараюсь задавать характер переговоров я сама, потому чаще всего они проходят по стандартной схеме. Мне комфортно работать с заказчиками, способными ставить четкие задачи. 🙂
Традиционный вопрос для многих интервью – описать забавный или интересный случай из рабочей практики. Вы много лет во фрилансе и у вас много клиентов. Я думаю, вам есть что вспомнить на эту тему. Поделитесь. 🙂
За все время моей работы у меня образовались два очень крупных для меня должника. Один из них задолжал мне около 1000 евро еще 5 лет назад. Попытки получить оплату за работу были изматывающими, он мне угрожал подрывом репутации, рассказывал басни о том, что он просто менеджер компании и ничего не решает, прятался, в конце-концов я оставила попытки получить эти деньги, написала статью о нем у себя на сайте и забыла об инциденте.
Прошло 5 лет, и в скайп мне постучался тот самый заказчик. Он рассказал, что на самом деле именно он тогда отвечал за выплаты, не платил он мне умышленно и сейчас очень раскаивается. Сообщил, что все эти годы у него не выходит добиться успеха, и он, наконец, связал следствие с причиной — и потому пришел отдать мне долг. И отдал его! Теперь мы плодотворно сотрудничаем, конечно же, со 100%-й предоплатой. 🙂
Второй заказчик должен мне гораздо больше, методы у него похожие, у нас даже есть официальный договор на все суммы долга, но судиться в нашем случае очень накладно для меня. Жду, пока следствия станут такими очевидными, что ему придется задуматься о причинах — и тогда я смогу получить свои деньги. 🙂